Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х – выход
Главная » Статьи » методическая копилка » Учитель года Дона-2017

ЭССЕ

Добиться успеха не означает,

что Вы должны сделать что-либо исключительное.

Это означает, что Вы должны делать то же,

что и все, только исключительно хорошо.

Колин Тернер

 

Музыкант, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор, доктор, педагог - кто я?

В голове множество вопросов. Пытаюсь понять себя, проанализировать свою деятельность и ответить на вопросы. "Как быть, чтобы оставаться современным музыкальным руководителем? Как не потерять себя и сохранить то, что наработано годами? Какова моя педагогическая философия?

У успешных людей всегда есть свои профессиональные секреты. Они, как правило, просты и сложны одновременно, потому что являются результатом проб и ошибок. Есть такие секреты и у меня. Движение к успеху для меня сродни написанию симфонии композитором и начинается с желания. А осознание желания – это постановка цели. «Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти» - изрёк О. Бальзак.

А начну с того, что когда – то, услышав разговор своей знакомой, которая сказала, что свою дочь водит в музыкальную школу, но не для того чтобы она добилась успехов, а так, для поддержания образа жизни. Мне это высказывание показалось очень пафосным. «Образ жизни» - можно подумать! Какой образ в неполные 6 лет?

Но спустя время, я вновь возвращаясь к этому разговору, я стала задумываться, чего я хочу для своих детей…. Чтобы они ходили в театр, слушали и понимали музыку, играли на инструментах?

И только, начав работать с детьми дошкольного возраста, и наработав определенный опыт, я поняла, что «образ жизни» - это то, что мы формируем в ребенке, чтобы он успешно формировал себя. Правильный образ жизни – это, конечно, не полный, но вполне близкий к этому образ, того, что я хочу увидеть в своих воспитанниках.

Не секрет, что нашу жизнь, прежде всего, определяет профессия. Она как бы вбирает в себя все наши возможности: и задатки природы, и то, что мы смогли приобрести и развить в себе сами.  Профессия музыкального руководителя определила мой образ жизни и мою судьбу. В ней моё равновесие и моя уверенность, в ней мои огорчения и мои радости. И я убедилась в этом на собственном опыте.

В детстве у меня была возможность посещать концерты камерного и симфонического оркестров, и я туда ходила не в расчете повторить судьбу Ростроповича, а для того, чтобы   заглянуть в храм музыки и искусства, а затем вкусить и насладиться высоким мастерством музыкантов. Музыка в моем понимании это символ высокого культурного уровня и даже высокого уровня жизни в целом.

Современная жизнь быстро меняется. Меняется мир, меняются люди.

И, наверное, одна из профессий, специалисты которой должны меняться одновременно с окружающим миром – эта профессия музыкального руководителя - вводить детей в музыку, увлекать их театрами, спектаклями, растить и расти.

Сейчас моей миссией является создание пространства для увлекательного просвещения воспитанников и взрослых, в котором личность имеет возможность всестороннего развития через музыку (и искусства в целом) с самого раннего детства.

Как описать музыку словами? Как создать неповторимые образы? Моя педагогическая симфония… Она призвана передать моё отношение, моё настроение, мою жизнь, мой успех. Это не классическая симфония. В её основу положены технологии, которые я использую в своей педагогической практике.

Для себя я определила основные принципы в своей работе: СВОБОДА, ТВОРЧЕСТВО, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО. В моей симфонии они представлены как темы для развития педагогического мастерства.

ТЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА. Эту тему исполняет весь наш дружный коллектив. Открытые занятия, конкурсы и мероприятия приносят в наш детский сад дух творчества, детям - радость от общения, успех и веру в себя - педагогам. В основе данной темы лежит профессиональное совершенствование педагогов, их самореализация в соответствии с интересами. Поиск и реализация новых методов, творческий подход и нестандартные эффективные решения в работе. Творческая атмосфера. Инициативность. Ответственность. Открытость.

ТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Часто в работе необходимо самостоятельно принимать решения, делать выбор. Самое главное, на мой взгляд, не потерять из виду конечную цель. Именно таким фундаментом стал для меня детский сад, где я расту и утверждаюсь не просто как   педагог, но и как музыкальный руководитель.

ТЕМА СВОБОДЫ помогает понять и раскрыть право выбора деятельности, партнера, технологий, темпа, форм и способов работы. Поэтому одной из составляющей моего пути к успеху является наш детский сад «Зоренька», куда приходишь, как к себе домой, и где чувствуешь себя на крыльях полёта.

Главные особенности моей работы:

«Отсутствие скуки», «игровая форма» и «активная позиция моих воспитанников». Наш девиз с воспитанниками «Веселый путь к серьезной музыке». В своей работе я показываю детям, что музыка - это интересно, модно, это весело, ярко и жизненно для развития гармоничной личности.

«Доступность» Наши программы подходит и для тех, кто у кого есть элементарная музыкальная подготовка, и для тех, кто ничего не знает об этом. Я много времени отвожу, чтобы «перевести» на доступный язык весь программный материал, чтобы найти правильное объяснение и слова, понятные каждому ребенку. Энштейн сказал: «Если вы не можете объяснить – это просто значит, что вы сами не понимаете этого до конца». Детей знакомлю с музыкальными инструментами, с великими музыкантами, их произведениями. Оставляю детям возможность  прикоснуться к прекрасному, увидеть и услышать, как минимум, на расстоянии вытянутой руки. И это помогает разрушить барьер между сценой и залом, музыкантом и слушателями.

«Смешение разных видов искусств». Благодаря этому не только повышается интерес, но расширяется понимание, дается импульс к самостоятельному творчеству. Ведь правда здорово не только услышать музыку и узнать о композиторе, а потом еще попробовать нарисовать в той или иной технике, не только изучить ритмические рисунки, но еще театрально их показать, не только посмотреть мультик с классической музыкой, но потом и самому попробовать сделать такой же.

«Совместное образование. Детско – родительские встречи». Я приверженец совместного образования и уверена, что знания, полученные вместе и подкрепленные положительными эмоциями, после занятий обязательно получат развитие на уровне семьи. Наши родители не подглядывают в щелочку, ожидая детей за дверью, они для нас такие же участники, как их дети.

«Независимые и самодостаточные встречи». Те дети, которые регулярно посещают занятия, их знания будут глубже, но и те, кто придет на одно единственное совсем не будут чувствовать себя «отстающими.»

«Концентрированность». Каждую программу праздника, досуга, развлечения я стараюсь делать как последнюю, чтобы дать максимальный импульс и положительный заряд к последующей встречи, которые можно сравнить со «спектаклем» или «концертом».

Чтобы лучше понять устройство музыкального инструмента, мы не раз делали с родителями на наших мастер-классах виолончель из шарика, трещотку из линеек и т.д.

Вообще делать музыкальные инструменты из подручных материалов очень полезно во всех смыслах – тут и развитие моторики, любознательность, внимательность, творческой жилки. Хотелось бы процитировать Джона Кейджа: «Где бы мы не были, то, что мы слышим, - в основном шум. Когда мы его игнорируем, он раздражает. Когда мы прислушиваемся, он захватывает» Музыку можно извлечь из всех предметов, которые нас окружают. Такого вдохновения хочется пожелать родителям и детям. Слух детей очень чуток, они с удовольствием слушают классику. Часто в работе обращаю внимание мам, что одна из лучшей и приятной музыки для детского уха –это пение родного голоса. Я учу мам помнить о колыбельных и устраивать себе и своему ребенку волшебные вечера.

Хочу подтвердить высказывание главы Оксфордской школы Филиппа Шеппарда, что «Развивающая музыка» влияет на возможности развития мозга. Таким образом, мы все рождаемся великими, но если этим не воспользуемся, то определенные навыки и возможности просто отваливаются.

Конечно же, я занимаюсь музыкальным просвещением. И если у меня поют дети, играют на инструментах, то у них никто и никогда «не отобьет желание». Если праздники доставляют детям радость, значит, я достигла своей цели.

Заканчивая, я хочу пожелать себе и моим коллегам любви и вдохновения, свободы творчества, а детям , чтобы дети любили и слушали музыку, импровизировали. творили.

Если мы хотим, чтобы наши дети не пасовали перед трудностями, а гармонично развивались, чтобы все у них в жизни было хорошо – нам надо думать над их образом жизни.

Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов. Но, к большому сожалению, дети стали меньше фантазировать. И потенциал воображения у наших детей невелик. Воображение является одним из путей познания мира. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее, и я им в этом подмога.

Когда-то великий педагог В. Сухомлинский сказал: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»

И я верю, помогая ему раскрыться.

Мой многолетний опыт работы показал, что ребёнок совершенствуется не только духовно, но и физически, музыкальные виды деятельности влияют положительно на его здоровье. Корректируется речь, улучшается работа нервной, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, координируются движения… Поэтому в какой-то степени я ещё и «музыкальный доктор».

Реализация национальных проектов, внедрение новой системы оплаты труда, предоставление самостоятельности образовательным учреждениям, конкурсы профессионального мастерства – эти мероприятия направлены на улучшение качества образования, его модернизацию.

Мораль. Изменяя большее, изменяй малое. Все перемены в образовании будут лишь тогда эффективными, когда сами участники образовательного процесса захотят изменить его. Только человек с его стремлениями и поступками – движущая сила любого преобразования.

Я представила основные части моей педагогической симфонии. Меня ждет ещё много открытий и может быть появится следующая часть, а может быть…. Но это ещё впереди. На практике непросто сочетать все принципы, но когда у твоего оркестра получается созвучие, то это приносит удовлетворение и автору симфонии…. Когда музыкант находит свое произведение законченным, он получает большое удовлетворение от проделанного труда.

Уже давно взяла себе за правило изречение китайского мудреца Конфуция: «Путь длиною в тысячи ли начинается с одного шага». Уверена, что жизнь скучна, если человек не увлечён своим занятием, если он безразличен к своему труду! 

Я готова подписаться под каждым словом. Ощущаю себя счастливой только тогда, когда я нужна детям, родителям, коллективу, когда я востребована, когда могу проявить себя и помочь другим. Это и есть слагаемые моего успеха.

Музыкант, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор, доктор и конечно педагог - вот как бы я определила свою уникальную профессию.

Посвящая себя воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучая и применяя различные программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать эти знания «моим» детям. А ещё я учусь… у ребят душевной чистоте.

 

«Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум.

Не заглуши

Её годами, буднями и бытом!

Она таится в глубине светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Её имеют многие.

Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве»

Е. Винокуров

Категория: Учитель года Дона-2017 | Добавил: Wildroot (10.03.2017)
Просмотров: 708 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
avatar