Главная » Статьи » методическая копилка » Кружок "Фантазеры" |
Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С.И. Мерзлякова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Учёные рассматривают личность ребёнка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью является игра. Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации её как свободной самостоятельной деятельности. Только тогда она оказывает своё формирующее воздействие на личность ребёнка. В настоящее время учёные обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в режиме детского сада. Не понимается важнейшая роль игры для полноценного развития ребёнка, так как самостоятельная деятельность детей составляет сущность всего воспитания. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655) перед нами встала задача по разработке новой программы по театрализованной деятельности с учётом реализации образовательных областей, что и является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации воспитательно-образовательного процесса. Программа «Мир фантазий» разработана на основе программ «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной и «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой. Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Программа направлена на решение следующих задач: 1.Формировать у детей умение вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения. 2.Систематизировать знания детей о театральной культуре, обогатить их театральный опыт. 3.Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Основными принципами программы являются принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей. В результате прохождения программного материала дети будут Иметь представление о: — театре, театральной культуре; — устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); — театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер). Знать: — некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский и др.); — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновом, пластмассовом, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол, марионетки. Уметь: — разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение); — самостоятельно разыгрывать сценки по знакомым сказкам, песням, с использованием кукол, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций, распределять между собой обязанности и роли; — чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; — выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией. Специфика работы с детьми дошкольного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме. Для выявления результатов реализации программы «Мир фантазий» проводится диагностика два раза в год: входящая — в сентябре, итоговая — в мае с использованием тестовых заданий. Программа «Мир фантазий» направлена на формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы: 1. «Введение в программу» 2. «Основы театральной культуры» 3. «Ритмопластика» 4. «Театрализованная игра» Изучение программы «Мир фантазий» завершается постановкой спектакля. Программа рассчитана на детей 5-7 лет, срок реализации 2 года. Общее количество непосредственно образовательной деятельности — 62 часа.
Учебно-тематический план программы «Мир фантазий» I год обучения
Задачи I года обучения:
Содержание программы «Мир фантазий» I год обучения Раздел 1 Введение в программу Тема 1.1. «Давайте познакомимся» Знакомство с оборудованием театральной студии. Правила поведения в театральной студии.
Раздел 2 Основы театральной культуры Тема 2.1. «Что такое театр?» Виды театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки.
Тема 2.2. «Театр – особое царство» Ознакомление с видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.
Тема 2.3. «Сказки из сундучка» Понятие театральные профессии: гример, костюмер, актёр.
Тема 2.4. «Тишина! Идёт спектакль!» Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.
Тема 2.5. «Всё о театре» Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов.
Раздел 3 Ритмопластика Тема 3.1. «Фантазёры» Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».
Тем 3.2. «В зоопарке» Музыкально-образные характеристики животных, птиц. Пластичность жестов. Тема 3.3. «Далёкое путешествие» Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 3.4. «Угадай-ка» Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление .
Тема 3.5. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.
Тема 3.6. «Сценки-малышки из знакомой книжки» Понятие: режиссёр, декоратор. Обыгрывание небольших по объёму сценок.
Раздел 4 Театрализованная игра
Тема 4.1. «Удивительный мир кукол» Виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». Показ способов действия с куклами. Тема 4.2. «Сказки на столе» Особенности настольного театра. Обучение способам действия.
Тема 4.3. «Куклы на сцене» Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.
Тема 4.4. «Весёлые зверушки» Знакомство с элементами актёрского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.
Тема 4.5. «Вот как я умею» Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.
Тема 4.6. «Театральная разминка» Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.
Тема 4.7. «Игра в спектакль» Драматизация сказки «Кто сказал: «Мяу?».
Учебно-тематический план программы «Мир фантазий» II год обучения
Задачи II года обучения:
Содержание программы «Мир фантазий» II год обучения Раздел 1 Введение в программу Тема 1.1. «Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят» Знакомство с новыми детьми. Правила поведения в театральной студии. Дружеские взаимоотношения.
Раздел 2 Основы театральной культуры Тема 2.1. «Что мы знаем о театре?» Знакомство с назначением театра. Виды театров: стендовый на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.
Тема 2.2. «Театры разных стран» Понятие: «труппа», «трагедия», «комедия». История возникновения театра в России. Театры разных стран.
Тема 2.3. «Кто главней?» Понятие театральные профессии: осветитель, суфлер, звукорежиссёр.
Тема 2.4. «Встреча в театре» Этические нормы поведения в театре. Разыгрывание сценок на правила поведения в театре.
Тема 2.5. «Хочу всё знать» Изготовление альбома о театре.
Раздел 3 Ритмопластика Тема 3.1. «Марионетки» Изображение в движении людей разных профессий, животных. Этюды на воображение.
Тема 3.2. «Цирк зверей» Понятия: «номер», «трюк». Импровизация под музыку.
Тема 3.3. «По волнам любимых телепередач» Ролевые диалоги на основе текста. Диалогическая и монологическая речь.
Тема 3.4. «Мы не скажем, а покажем» Использование художественных средств для выражения своего настроения.
Тема 3.5. «У нас сегодня маскарад» Создание образа с помощью комплекса средств выразительности: пантомима, интонации, мимика. Умение пользоваться гардеробом.
Тема 3.6. «Театр - миниатюр» Импровизация с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Раздел 4 Театрализованная игра Тема 4.1. «Театр двух актёров» Знакомство с приёмами кукловождения различных видов кукольных театров: напольные, верховые, марионетки.
Тема 4.2. «Весёлые сочинялки» Использование шапочек-масок и пальчикового театра для разыгрывания диалогов между детьми. Упражнения на хорошую дикцию.
Тема 4.3. «Пойми меня» Выразительность жестов, фантазия. Сочетание движений рук с речью. Пальчиковые игры со словами.
Тема 4.4. «Игры с бабушкой Забавой» Артикуляция. Вхождение в образ героя, роль. Подбор рифмы слова.
Тема 4.5. «Волшебный мир эмоций» Знакомство с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых.
Тема 4.6. «Полёт на Луну» Приёмы перевоплощения. Работа с воображаемыми предметами.
Тема 4.7. «Играю роль» Постановка спектакля «Сказка о красках».
Литература
Перечень ключевых слов
Приложение Контрольные материалы Диагностика развития артистических способностей Тест № 1 Какая из перечисленных театральных профессий лишняя: А) гримёр; Б) актёр; В) повар; Г) режиссёр. Тест № 2 Какое выразительное средство не использует актёр для передачи образа? А) мимика; Б) жесты; В) запах; Г) интонация. Тест № 3 Какого вида театра не существует? А) музыкальный; Б) животный; В) детский; Г) драматический № 4 Чего нет в устройстве театра? А) буфета; Б) гардероба; В) сцены; Г) фонтана. Тест № 5 Душевное переживание, чувство человека, зависящее от поведения человека, его реакции на то или иное действие это: А) фантазирование; Б) воображение; В) эмоции; Г) вредность. Тест № 6 Что из нижеперечисленных не является эмоцией: А) грусть; Б) удивление; В) страх; Г) жадность. Ключи к тестовым заданиям
Тест № 1 В Тест № 2 В Тест № 3 Б Тест № 4 Г Тест № 5 В Тест № 6 Г
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1392 | |
Всего комментариев: 0 | |