Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х – выход
Главная » Статьи » методическая копилка » Кружок "Фантазеры"

Рабочая программа

 

                                                                                          Театр – волшебный край,

                                                                          в котором ребёнок радуется играя,

                                                                                            а в игре он познаёт мир.

                                                                                                        С.И. Мерзлякова

                                                                  

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Учёные рассматривают личность ребёнка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью является игра.

Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации её как свободной самостоятельной деятельности. Только тогда она оказывает своё формирующее воздействие на личность ребёнка.

В настоящее время учёные обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в режиме детского сада. Не понимается важнейшая роль игры для полноценного развития ребёнка, так как самостоятельная деятельность детей составляет сущность всего воспитания.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

 В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  (Приказ Министерства Образования и

Науки  Российской Федерации от  23 ноября 2009 г. № 655) перед нами встала задача по разработке новой программы по театрализованной деятельности с учётом реализации образовательных областей, что и является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации воспитательно-образовательного процесса.

Программа «Мир фантазий» разработана на основе   программ «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной и «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой.

           Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

           Программа направлена на решение следующих задач:

1.Формировать у  детей умение вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

2.Систематизировать знания детей о театральной культуре, обогатить их

теат­ральный опыт.

3.Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

 Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

         Основными принципами программы являются принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.

В результате прохождения программного материала дети будут

Иметь представление о:

—     театре, театральной культуре;

—     устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

— театральных профес­сиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).

 Знать:

—  некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский и др.);

—  некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновом, пластмассовом, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол, марионетки.

         Уметь:

—  разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства

вырази­тельности (поза, жесты, мимика, голос, движение);

—  самостоятельно разыгрывать сценки по знакомым сказкам, песням, с использованием кукол, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций, распределять между собой обязанности и роли;

—  чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

 —  выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

Специфика работы с детьми дошкольного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.

Для выявления результатов реализации программы «Мир фантазий»  проводится диагностика  два раза в год:  входящая  — в сентябре, итоговая — в мае с использованием тестовых заданий.

Программа   «Мир фантазий»  направлена на формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

     

В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:

1.     «Введение в программу»

2.     «Основы театральной культуры»

3.     «Ритмопластика»

4.     «Театрализованная игра»

       Изучение программы «Мир фантазий»  завершается постановкой спектакля. Программа рассчитана на детей 5-7 лет, срок реализации  2 года.

Общее количество непосредственно образовательной деятельности  — 62 часа.

 


Учебно-тематический план

программы «Мир фантазий» 

I год обучения

Наименование разделов  и тем курса

   Всего

   Контроль

Раздел 1. Введение в программу

1.1.

«Давайте познакомимся»

2

Вводное тестирование

 

Итого по разделу:

2

 

Раздел 2. Основы театральной культуры

2.1.

«Что такое театр?»

2

 

 

 

Театрализованная викторина

2.2.

«Театр – особое царство»

2

2.3.

«Сказки из сундучка»

1

2.4.

«Тишина! Идёт спектакль!»

2

2.5.

«Всё о театре»

1

 

Итого по разделу:

8

 

Раздел 3. Ритмопластика

3.1.

«Фантазёры»

1

 

3.2.

«В зоопарке»

2

3.3.

«Далёкое путешествие»

2

3.4.

«Угадай-ка»

1

3.5.

«Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?»

2

3.6

«Сценки-малышки из знакомой книжки»

1

Театрализация сказки

 

Итого по разделу:

9

 

 

 

Раздел 4. Театрализованная игра

4.1.

«Удивительный мир кукол»

2

 

 

 

 

 

Драматизация сказки

4.2.

«Сказки на столе»

2

4.3.

«Куклы на сцене»

1

4.4.

«Весёлые зверушки»

1

4.5.

«Вот как я умею»

2

4.6.

«Театральная разминка»

2

4.7.

«Игра в спектакль»

2

 

Итого по разделу:

12

 

 

Всего:

31

 

 

 


Задачи I года обучения:

 

  1. Способствовать развитию пластической выразительности и правильной артикуляции.
  2. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
  3. Знакомить с устройством театра и театральной терминологией.
  4. Воспитывать культуру поведения в театре.

 

 


Содержание программы

«Мир фантазий»  I год обучения

Раздел 1

Введение в программу

Тема 1.1. «Давайте познакомимся»

Знакомство с оборудованием театральной студии. Правила поведения в театральной студии.

 

Раздел 2

Основы театральной культуры

Тема 2.1. «Что такое театр?»

 Виды  театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки.

 

Тема 2.2. «Театр – особое царство»

Ознакомление  с видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.

 

Тема 2.3. «Сказки из сундучка»

Понятие  театральные профессии: гример, костюмер, актёр.

 

Тема 2.4. «Тишина! Идёт спектакль!»

Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.

 

Тема 2.5. «Всё о театре»

Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов. 

 

Раздел 3

Ритмопластика

Тема 3.1. «Фантазёры»

Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».

 

Тем 3.2. «В зоопарке»

 Музыкально-образные характеристики животных, птиц. Пластичность жестов.

Тема 3.3. «Далёкое путешествие»

Имитация повадок животных. Образная характеристика.

 

Тема 3.4. «Угадай-ка»

Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление .

 

Тема 3.5. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»

Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.

 

Тема 3.6. «Сценки-малышки из знакомой книжки»

Понятие: режиссёр, декоратор. Обыгрывание небольших по объёму сценок.

 

 

Раздел 4

Театрализованная игра

 

Тема 4.1. «Удивительный мир кукол»

Виды кукол: настольные,  куклы с «живой рукой». Показ способов действия с куклами.

Тема 4.2. «Сказки на столе»

Особенности настольного театра. Обучение способам действия.

 

Тема 4.3. «Куклы на сцене»

Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.

 

Тема 4.4. «Весёлые зверушки»

 Знакомство с элементами актёрского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.

 

Тема 4.5. «Вот как я умею»

Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.

 

Тема 4.6. «Театральная разминка»

Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.

 

Тема 4.7. «Игра в спектакль»

Драматизация  сказки «Кто сказал: «Мяу?».

                     

Учебно-тематический план

программы «Мир фантазий» 

II год обучения

Наименование разделов  и тем курса

   Всего

   Контроль

Раздел 1. Введение в программу

1.1.

«Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят»

2

Тестирование

 

Итого по разделу:

2

 

Раздел 2. Основы театральной культуры

2.1.

«Что мы знаем о театре?»

2

 

 

 

 

Изготовление альбома о театре

2.2.

«Театры разных стран»

2

2.3.

«Кто главней?»

1

2.4.

«Встреча в театре»

2

2.5.

«Хочу всё знать»

1

 

Итого по разделу:

8

 

Раздел 3. Ритмопластика

3.1.

«Марионетки»

1

 

3.2.

«Цирк зверей»

2

3.3.

«По волнам любимых телепередач»

2

3.4.

«Мы не скажем, а покажем»

1

3.5.

«У нас сегодня маскарад»

2

3.6

«Театр-миниатюр»

1

Театрализация сказки

 

Итого по разделу:

9

 

Раздел 4. Театрализованная игра

4.1.

«Театр двух актёров»

2

 

 

 

 

 

Постановка спектакля «Сказка о красках»

4.2.

«Весёлые сочинялки»

2

4.3.

«Пойми меня»

1

4.4.

«Игры с  бабушкой Забавой»

1

4.5.

«Волшебный мир эмоций»

2

4.6.

«Полёт на Луну»

2

4.7.

«Играю роль»

2

 

Итого по разделу:

12

 

 

Всего:

31

 

 

 


Задачи II года обучения:

  1. Побуждать детей создавать образы животных с помощью выразительных средств.
  2. Совершенствовать умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства и умение строить диалог с партнёром на заданную тему.
  3. Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
  4. Углубить понимание детей о театральной терминологии и зрительской культуре.

Содержание программы

«Мир фантазий»  II год обучения

Раздел 1

Введение в программу

Тема 1.1. «Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят»

Знакомство с новыми детьми. Правила поведения в театральной студии. Дружеские взаимоотношения.

 

Раздел 2

Основы театральной культуры

Тема 2.1. «Что мы знаем о театре?»

Знакомство с назначением театра. Виды  театров: стендовый на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.

 

Тема 2.2. «Театры разных стран»

Понятие: «труппа», «трагедия», «комедия». История возникновения театра в России. Театры разных стран.

 

 

Тема 2.3. «Кто главней?»

Понятие  театральные профессии: осветитель, суфлер, звукорежиссёр.

 

Тема 2.4. «Встреча в театре»

Этические нормы поведения в театре. Разыгрывание сценок на правила поведения в театре.

 

Тема 2.5. «Хочу всё знать»

 Изготовление альбома о театре.

 

 

Раздел 3

Ритмопластика

Тема 3.1. «Марионетки»

Изображение в движении людей разных профессий, животных. Этюды на воображение.

 

 

Тема 3.2. «Цирк зверей»

 Понятия: «номер», «трюк». Импровизация под музыку.

 

Тема 3.3. «По волнам любимых телепередач»

Ролевые диалоги на основе текста. Диалогическая и монологическая речь.

 

Тема 3.4. «Мы не скажем, а покажем»

Использование художественных средств для выражения своего настроения.

 

Тема 3.5. «У нас сегодня маскарад»

Создание образа с помощью комплекса средств выразительности: пантомима, интонации, мимика. Умение пользоваться гардеробом.

 

Тема 3.6. «Театр - миниатюр»

Импровизация с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

 

Раздел 4

Театрализованная игра

Тема 4.1. «Театр двух актёров»

Знакомство с приёмами кукловождения различных видов кукольных театров: напольные, верховые, марионетки.

 

Тема 4.2. «Весёлые сочинялки»

Использование шапочек-масок и пальчикового театра для разыгрывания диалогов между детьми. Упражнения на хорошую дикцию.

 

Тема 4.3. «Пойми меня»

Выразительность жестов, фантазия. Сочетание движений рук с речью. Пальчиковые игры со словами.

 

Тема 4.4. «Игры с бабушкой Забавой»

Артикуляция. Вхождение в образ героя, роль. Подбор рифмы слова.

 

Тема 4.5. «Волшебный мир эмоций»

Знакомство с основными  эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых.

 

Тема 4.6. «Полёт на Луну»

Приёмы перевоплощения. Работа с воображаемыми предметами.

 

Тема 4.7. «Играю роль»

Постановка спектакля «Сказка о красках».               

 

 


Литература

  1. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] : программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М. : ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
  2. Щёткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] : методическое пособие для занятий с детьми / А. В. Щёткин;  под ред. О. Ф. Горбуновой. –  М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
  3. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  4.  Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет [Текст] : методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей  / Н. Ф. Губанова. - М. : ВАКО, 2011. – 256 с.
  5. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М. : Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  6. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М. : Сфера, 2001. – 128 с.
  7. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями  / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
  8. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр (программа «Театр – Творчество – Дети»: пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 4-е изд., испр., доп. / Н. Ф. Сорокина, Л. Г.  Миланович. – М. : АРКТИ, 2004. – 208 с.
  9. Улашенко, Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа : методическое пособие /авт.-сост. Н. Б. Улашенко. –Волгоград : Корифей, 2009. – 112 с.
  10. Ошарова, М. В. Программа кружка «Затейники» (театральная деятельность) в младшей группе [Электронный ресурс] :  методическая разработка / М. В. Ошарова // Социальная  сеть работников образования   nsportal.ru: сайт. – Режим доступа:  http://nsportal.ru/detskii-sad (23.09.2011). - Загл. с экрана.
  11. Программа театрального кружка [Электронный ресурс] : рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» (средняя группа) // Драматешка: самый крупный в рунете архив детских пьес : сайт. - Режим доступа: http://dramateshka.ru/index.php. - Загл. с экрана.

     

Перечень ключевых слов

 

  1. Актёр
  2. Антракт
  3. Артикуляция
  4. Буфет
  5. Гардероб
  6. Гримёр
  7. Декоратор
  8. Диалог
  9. Драма
  10. Жесты
  11. Живопись
  12. Звукорежиссёр
  13. Зрительный зал
  14. Импровизация
  15. Интонация
  16. Комедия
  17. Костюмер
  18. Кукловождение
  19. Маскарад
  20. Мимика
  21. Монолог
  22. Номер
  23. Осветитель
  24. Пантомима
  25. Поза
  26. Пластичность
  27. Режиссёр
  28. Реквизит
  29. Репетиция
  30. Рифма
  31. Роль
  32. Сцена
  33. Суфлёр
  34. Театр
  35. Театральная ширма
  36. Трагедия
  37. Труппа
  38. Трюк
  39. Фланелеграф
  40. Фойе
  41. Хореография
  42. Цирк
  43. Этюд

 


Приложение

Контрольные материалы

Диагностика  развития  артистических  способностей

                                                         Тест № 1

Какая из перечисленных театральных профессий лишняя:

А) гримёр;

Б) актёр;

В) повар;

Г) режиссёр.

                                                          Тест № 2

Какое выразительное средство не использует актёр для передачи образа?

А) мимика;

Б) жесты;

В) запах;

Г) интонация.

Тест № 3

Какого вида театра не существует?

А) музыкальный;

Б) животный;

В) детский;

Г) драматический

№ 4

Чего нет в устройстве театра?

А) буфета;

Б) гардероба;

В) сцены;

Г) фонтана.

Тест № 5

Душевное переживание, чувство человека, зависящее от поведения человека, его реакции на то или иное действие это:

А) фантазирование;

Б) воображение;

В) эмоции;

Г) вредность.

Тест № 6

Что из нижеперечисленных не является эмоцией:

А) грусть;

Б) удивление;

В) страх;

Г) жадность.


Ключи к тестовым заданиям

 

Тест № 1

В

Тест № 2

В

Тест № 3

Б

Тест № 4

Г

Тест № 5

В

Тест № 6

Г

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Кружок "Фантазеры" | Добавил: Wildroot (20.01.2016)
Просмотров: 1392 | Рейтинг: 4.5/17
Всего комментариев: 0
avatar